Иммиграция и жизнь в США
В Америке удивительным образом сочетается как многообразие отличительных черт иммигрантов, так и атмосфера перевоплощения приезжих, погружение их в американский «плавильный котел». Эта метафора из одноименной пьесы драматурга Израэля Зангуилла, в которой один из героев говорит: Поймите, Америка - это Горнило Божье, великий Плавильный Котел, где плавятся и перевоплощаются все народы Европы! Тщетны ваши распри и вендетты! Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские - все в Горнило! Бог создает американцев.
Пьеса увидела свет в 1908 году, но подобное видение было не новым – еще в 1782 году Гектор Сент-Жан де Кревекёр, французский иммигрант, обладавший проницательной наблюдательность, характеризовал своих новых соотечественников: ... смесь англичан, шотландцев, ирландцев, французов, голландцев, немцев и шведов... Так что же такое американец, этот новый человек? Ни европеец, ни потомок европейца, отсюда эта диковинная смесь кровей, какой не найти ни в одной другой стране. Могу вам показать семью, где дед был англичанин, жена - голландкой, сын женился на француженке, а ныне у четверых сыновей четыре жены из разных стран. Глава семейства - американец... отвергший все свои былые предрассудки и манеры... Однако, противоположная «плавильному котлу» модель также всегда имела место и американское общество обогащается от сохранившихся в той или иной степени отличительных черт каждой новой иммигрантской группы. В работах Рэндолфа Борна слышался призыв к "транснациональной Америке". Он говорил, что первые английские колонисты "приехали не для ассимиляции в американском плавильном котле... Они приехали, чтобы обрести свободу жить, как они хотят... строить свою судьбу на новой земле". Он называл результат «плавильного котла» "безвкусным и бесцветным" американизмом, и хотел, чтобы новые иммигранты не превращались в эту однородность, но вносили свой особый вклад в общее целое. Каждая из двух моделей – «плавильный котел» и Америка с транснациональными идеалами обладает более менее равным влиянием в американском обществе, не смотря на небольшие колебания в ту или другую сторону. Американцы создали «автопортрет», покрывающий все разнообразие рас и религий. Это хорошо видно в фильмах об участии американских войск в сражения Второй мировой войны. В каждом взводе обязательно присутствовал весь набор типов мужчин Америки середины 20-ч годов. Это и столяр – поляк из Чикаго, и еврей из Бруклина и сельский парень из Айовы, лесоруб с Аппалачей. Они преодолевали возникающие вначале распри между собой и достигали единства – как американцы. В жизни было иногда не так легко, стоит вспомнить хотя бы тот факт, что солдаты-афроамериканцы служили в отдельных подразделениях. Но все же такие фильмы показывают американский характер, на эталон которого ориентировались американцы. |