Где работают американцы?
Структура занятости в США позволяет взглянуть на экономику под другим углом. В 2005 году в обычный будний день вышел на работу на полную или неполную ставку 141 миллион американцев. Ни одного из них нельзя назвать в полном смысле слова “средним американцем”, типичным представителем страны с 300-миллионным населением, с корнями практически во всех странах и культурах мира, живущим в самых разных условиях – от гигантских мегаполисов до глухих медвежьих углов. |
Лишь 1 процент рабочей силы Америки был занят в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве или рыболовстве. Строительство, транспорт, горнодобывающая промышленность и предприятия коммунального хозяйства обеспечивали работой 10 процентов. Еще 10 процентов были заняты в обрабатывающей промышленности, 4 процента – в оптовой торговле, 11 процентов – в розничной торговле, 12 процентов – в сфере профессиональных и деловых услуг, 2 процента – в области информации, СМИ и в производстве программного обеспечения, 6 процентов – в секторе финансовых и страховых услуг и недвижимости, 13 процентов – в сфере образования и здравоохранения, 9 процентов – в области искусств, в индустрии развлечений и на предприятиях гостиничного и ресторанного обслуживания, и, наконец, 5 процентов – в других сферах услуг. Государство выступало в роли работодателя для 17 процентов рабочей силы.
В 2005 году американским трудящимся было выплачено 7 триллионов долларов в виде зарплат и окладов содержания, составивших львиную долю дохода для 117 миллионов домохозяйств страны. Сверх этого они получили 1,5 триллиона долларов в виде дивидендов и процентов на свои инвестиции и сбережения, а также бенефиты от работодателей на сумму 1,3 триллиона долларов и еще 1,5 триллиона в виде государственных социальных выплат, в счет которых они внесли 880 миллиардов долларов в фонд социального страхования. Соединенные Штаты располагают самыми открытыми границами в мире, о чем свидетельствует товарооборот экспортно-импортной торговли. В 2006 году Америка была крупнейшим в мире импортером и вторым по величине экспортером товаров, а по объему импорта и экспорта коммерческих услуг опережала все остальные страны. В указанном году объем американского экспорта товаров и услуг выразился в сумме 1,45 триллиона долларов, а объем импорта составил 2,2 триллиона долларов, в результате чего торговый баланс США был сведен с рекордным дефицитом в 750 миллиардов долларов. В торговле коммерческими услугами, в частности, пассажирскими авиаперевозками и финансовыми услугами, Соединенные Штаты имели профицит, но товарный импорт превысил экспорт на 838 миллиардов долларов. Из всех статей американского товарного экспорта наибольшим спросом пользуются капитальные промышленные товары, в частности, автомобили, самолеты и вертолеты гражданской авиации, полупроводники, промышленное оборудование и компьютерная периферия. В структуре экспорта потребительских товаров на первых местах идут фармацевтические изделия, товары хозяйственно-бытового назначения, ювелирные изделия, детские игрушки, игры и спортивные товары. Среди идущих на экспорт промышленных материалов доминирует химическая и пластмассовая продукция. Почти две трети общего объема экспорта составляют промышленные товары. На втором месте с большим отрывом идет продукция сельского хозяйства, на долю которой приходится всего 5 процентов экспортных грузов. Хотя основными покупателями американского экспорта остаются традиционные торговые партнеры США – Канада, Евросоюз и Япония, почти половина экспортных грузов предназначается для Китая, Индии и развивающихся стран. Рост импорта заметно обгоняет расширение экспорта. Так, в 2004 году свыше трети промышленных товаров, купленных американскими потребителями, имели импортное происхождение. В 1972 году соответствующий показатель составлял всего 11 процентов. Конкурентоспособность американских промышленных товаров в значительной степени определяется курсом доллара относительно других ведущих мировых валют. Дважды за последнюю четверть века – в середине 1980-х годов и с 1997 по 2002 год – доллар держался на высоком уровне, что приводило к удорожанию американского экспорта и к падению стоимости импорта. Оба раза дефицит внешней торговли США резко возрастал. А падение курса доллара в период c 2002 по 2008 год повело к повышению спроса на американский экспорт. Но независимо от валютных проблем обострение глобальной конкуренции, в особенности со стороны стран с низким уровнем затрат на оплату труда, вынуждает американских производителей изыскивать новые, более эффективные стратегии. Исследование, проведенное в 2005 году федеральным Бюро экономического анализа, вскрыло определенную тенденцию среди крупных транснациональных компаний со штаб-квартирами в США. Их отечественные подразделения сокращали штаты и капитальные затраты в Америке, зато резко увеличивали прием на работу и инвестиции на своих зарубежных предприятиях. В указанном году ежегодный объем производства иностранных филиалов этих компаний более чем в два раза превысил соответствующий показатель для материнской компании в Америке. Авторы исследования подметили, что американские транснациональные компании увеличивают импорт комплектующих, в том числе изготовленных на их собственных заграничных филиалах, а затем включают их в состав своей конечной продукции. |