США. Американское кино
Голливуд, не взирая на критику, сохраняет за собой пальму первенства на мировом рынке кинопродукции. В статье обсуждаются причины этого явления, рассказывая об успехе нескольких последних фильмов в Соединенных Штатах и других странах. Томас Догерти - профессор кинематографии в университете Брандейса (Бостон, штат Массачусетс) и автор книг, в том числе Projections of War: Hollywood, American Culture, and World War II (1999) и Teenagers and Teenpics: The Juvenilization of American Movies in the 1950s (2002).
|
Американцы "колонизировали наше подсознание", говорит персонаж фильма Вима Вендерса "С течением времени" (1976), жалуясь и восхищаясь одновременно, что характерно для этого фильма немецкого режиссера, который, как только у него появилась возможность, снял картину в Монумент-Валли в штате Юта - местности, где часто происходит действие в фильмах знаменитого голливудского режиссера Джона Форда.
Амбивалентное отношение Вендерса к родине кинематографа выражает достаточно распространенное среди "колониалистов" мнение, которое часто разделяют и в странах, которые они завоевывают. Гениальное умение Голливуда передать суть американской мечты, может быть, и неоспоримо, но кинозрители из других стран не могут не возмущаться по поводу столь агрессивного ее внедрения в их головы. Не удивительно, что каждый год на Каннском кинофестивале любители кинематографа шутят, что самым верным претендентом на "Пальмовую ветвь" всегда становится антиамериканский фильм... из Америки. Идеальным подтверждением тому служит фильм Майкла Мура "Фаренгейт 9/11" (2004). Несмотря на распространение пиратских дисков и популярность видеоматериалов, размещаемых на сайте YouTube, город-студия, где в 20-м веке налажено массовое производство и тиражирование американских ценностей, похоже, продолжит доминировать на рынке и в 21-м столетии. Детройт, штат Мичиган, родина американской автомобильной промышленности, может быть, и уступил натиску конкурентов из Тойота-сити (Япония) и Зиндельфингена (Германия), но Голливуд все еще сохраняет традиционное первенство в сфере массовых развлечений. Отчасти преимущество американской киномарки обусловлено тем, что она действительно обеспечивает товар самого высокого качества. Индивидуализм, свобода перемещения, социальная и профессиональная мобильность, позволяющая человеку быстро достигать высокого положения в обществе и делать головокружительную карьеру, стремление к счастью (будь оно эротического и финансового характера), герои, которые умудряются совершать нравственные подвиги, прибегая к силе - притягательная сила всех этих идей-сокровищ огромна. И все же наследники компаний "20-й век Фокс" "Уорнер бразерс" и "Метро-Голдуин-Майер" процветают еще и потому, что делают то, чего не делают американские автомобилестроители – адаптируются к новым рыночным условиям и становятся конкурентоспособными. Сегодня продукция, которая выходит с голливудского конвейера, не только отвечает зарубежным стандартам, но и собирается инженерами, которые приехали из-за рубежа. |
Международные факторыПо данным информационно издания "Вэрайети", в котором печатаются материалы, охватывающие сферу развлечений, более 50 процентов кассовых сборов Голливуда обычно поступает из других стран. Нередко валовой доход - более 70 процентов в случае таких транснациональных блокбастеров, как "Казино Рояль" и "Код да Винчи", - превышает сборы внутри страны. Таким образом, открытый гротеск, незатейливые сюжеты и бесконечные взрывы, которые, по мнению иностранных критиков, характеризуют экспортную продукцию Голливуда с наихудшей стороны, обусловлены тем, что голливудские фильмы апеллируют не к американской, а к глобальной аудитории. Простая, предсказуемая фабула, ослепительные визуальные эффекты и односложные реплики, требующие минимальных субтитров, за рубежом завоевывают популярность быстрее, чем сюжетные хитросплетения, многоплановая образность и отточенная афористичность. Именно поэтому от Сингапура до Сенегала очереди за билетами выстраиваются в полном соответствии со вкусами американских подростков. Разумеется, будучи международной индустрией, спешащей продать свой товар за пределами Америки, Голливуд всегда внимательно следил за иностранными потребителями. Даже в классическую эпоху, когда производство фильмов было привязано к павильонам звукозаписи и картины снимались на 100 процентов в Америке, они никогда не снимались на 100 процентов для Америки - точнее, не снимались американцами. Тогда, как и сейчас, соотношение между привычным и экзотическим могло быть разным в разных фильмах, и общее соотношение между внутренним и внешним влиянием могло меняться от фильма к фильму. Наиболее наглядными признаками "смешения и подгонки" были сами имена на экране - что актеров, что режиссеров. С предубеждением Голливуд относился лишь к иностранным талантам, которые он не мог купить. В 20-е и 30-е годы минувшего столетия немецкие и британские режиссеры охотно покорялись открытым чековым книжкам американских продюсеров Луиса Майера и Дэвида Селзника. В наше время мексиканские и тайваньские кинематографисты также соблазнились волшебными технологиями и раздутыми бюджетами. Словом, пожалуй, главная отличительно американская особенность американского кино заключается в том, как легко в нем усваиваются иностранные заимствования. Ежегодно подводимые итоги минувшего кинематографического сезона убедительно показывают, что Голливуд давно превзошел остров Эллис в качестве “порта въезда в Америку” зарубежных талантов, жаждущих сниматься в кино. Однако снятые в 2006 году фильмы, достойные "Оскара" и другие, демонстрируют целую галерею иммигрантов, добившихся настоящего успеха в Америке. Об уникальной способности киноиндустрии к ассимиляции, свидетельствует тот факт, что фильмы об американских реалиях – о наиболее типичном и глубоко укорененном в американской жизни - не всегда создаются американскими авторами. Вот несколько примеров. Продолжение По материалам статьи Томаса Догерти опубликованной на сайте America.gov
|